Методика “Мотивы обучения”

Автор: Т. И. Ильиной.

Методика опубликована: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: “Питер”, 2000. – 512 с.

Цель: Определяется направленность мотива дальнейшего профильного или специализированного обучения (на получение знаний, на формальное получение документа об образовании, получение профессиональных знаний).

В методике имеются три шкалы:

1.  “приобретение знаний” (стремление к приобретению знаний; любознательность);

Ключ: “+” по 4, 7, 17, 26, 36 и “-“ 28, 40, 42

2.  “овладение профессией” (стремление овладеть профессиональными знаниями и, сформировать профессионально важные качества);

Ключ: “+” по 9, 22, 31, 33, 37, 43, 48, 49.

3.  “получение аттестата” (стремление приобрести аттестат при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Ключ: “+” по 14, 24, 28, 35, 38, 42, 44 и “-“ 11

В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Некоторые вопросы опросника модифицированы под условия специализированного и профильного обучения. Модификация не искажает смысла авторского варианта опросника.

Инструкция

Отметьте ваше согласие знаком или несогласие с нижеследующими утверждениями.

Текст опросника

1.      Лучшая атмосфера на занятии — атмосфера свободных высказываний.

2.      Обычно я работаю с большим напряжением.

3.      У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4.      Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.

5.      Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6.      Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7.      Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8.      Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в классе.

9.      Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний ученик, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора учебной специализации.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на зачетах и экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

15. Самое замечательное время жизни — школьные  годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения в будущем профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другую школу.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20. Для меня было трудно при выборе специализации остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия в будущем даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь в будущем диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самая удобная школа.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много школ, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение класса.

35. Я вынужден буду поступить в специализированный класс, чтобы занять желаемое положение в обществе.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо будет иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать, как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данной школы и специализации окончателен.

44. Мои друзья мечтают иметь высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо класс, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в специализированный класс я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я хочу получить, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данной специализации.

 

 

 

Тест-опросник

"Родительское отношение"

Цель: Определение педагогических социальных установок по отношению к детям, включающим в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Опубликован: Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с

Инструкция: Ответьте искренне "верно" или "неверно" на каждое суждение.

1.  Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.  Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3.  Я уважаю своего ребенка.

4.  Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5.  Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его

 травмируют.

6.  Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7.  Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей в жизни.

8.  Мой ребенок часто неприятен мне.

9.  Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не заслуживают.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компаниях знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный

 и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они мне кажутся взрослее и по поведению, и по

суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто себя ловлю на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, что мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него этого.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. я всегда считаюсь со своим ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка-эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю интересы своего ребенка.

44. Я разделяю увлечения своего ребенка.

45. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

46. Я понимаю огорчения моего ребенка.

47. Мой ребенок часто раздражает меня.

48. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

49. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

50. Я не доверяю своему ребенку.

51. За строгое воспитание дети благодарят потом.

52. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

53. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не

так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Обработка результатов

Подсчитайте сумму баллов по каждой шкале. За каждый совпадающий ответ - 1 балл.

1. "Принятие-отвержение"

"верно" -      4, 8, 10,12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 45, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 60.

"неверно" - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 44, 46, 56.

2. "Кооперация"

"верно"  -      6, 9, 21,25, 31, 34, 35, 36.

3. "Симбиоз"

"верно" -  1, 5, 7, 28, 32, 33, 41, 58.

4. "Авторитарная гиперсоциализация"

"верно" - 2, 19, 48, 50, 57, 59.

5. "Маленький неудачник"

"верно" - 11, 13, 17, 22, 30, 54, 61.

"Принятие-отвержение" - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы (низкие баллы -менее 9): родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе шкалы (высокие баллы -более 10): родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально-желательный образ родительского отношения (высокий балл -более 6). Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

"Симбиоз" - отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах (более 4) по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т.е. ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, который кажется ему маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле (более 3) по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии вставать на его точку зрения. За проявление своеволия сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале (более 5) в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизовать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли, чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.